на главную написать письмо
 
 
 
 
 
 
   
 
  Выберите
лапку

Рождественская ель в России в годы Первой мировой войны

В годы Первой мировой войны ёлка стала символом, связывающим временно или навсегда разлучённых членов семей. В иллюстрированных еженедельниках систематически печатали фотографии, на которых были изображены солдаты, празднующие Рождество с установленной в окопе или землянке ёлочкой.

Но начавшаяся война с Германией привела к веренице полного отрицания: изменению немецких фамилий на русские; воззваниям навечно отвернуться от пива; переименованию Санкт-Петербурга в Петроград; к предложениям по очищению государственного герба России от немецкого влияния и т. д.
Война напомнила и о том, что традиция ставить на Рождество ёлку пришла от немцев, и вновь спровоцировала «антиёлочную» волну, выразившуюся в резких выступлениях в печати; в запретах на устройство праздников с ёлкой в учреждениях.

«Биржевые ведомости» писали: «...в связи с отказом русских от всего немецкого, от немецкой психологии, промышленности и обычая, сейчас очень оживлённо и на страницах прессы, и в частных разговорах обсуждается вопрос, быть ли в этом году ёлке. Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала. Раз это так, то естественно слышать теперь голоса против неё. От ёлки отказываются и по побуждениям религиозным, и по соображениям историческим, и по влечениям чисто национальным».

И вновь у традиции нашлись противники и союзники…

Наверное самый яркий пример мнения «против». Святейший Синод в годы войны не уставал напоминать верующим, что отношение Русской православной церкви к традиции всегда было настороженным, как к иноземному, языческому обычаю. Ректор Петроградской духовной академии, епископ Ямбургский Анастасий (Александров) в интервью, данном одной из газет в декабре 1914 года отметил: «Ёлка – обычай не христианский, представляющий собою затею Лютера, и потому чуждый духу и обычаям православной церкви. Уже в течение ряда лет представители русского духовенства стараются вывести из употребления общества обычай устраивать на Рождество ёлку. Так, например, покойный преосвященный херсонский Дмитрий заменил ёлку звездой Вифлеемской. Эту же замену предлагает ныне и наш митрополит Петроградский и Ладожский Владимир. Занесённый к нам от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к нашим самобытно-русским обрядам – славлению Христа в Великороссии и к колядкам, с пением песен и посыпанием ржи, как символом обновления сил природы – в Малороссии».

Но – многие высказывались «за». Так, директор Археологического института, профессор Петроградской духовной академии, член-учредитель Русского Собрания
Н. В. Покровский встал на защиту праздника с ёлкой: «Безусловно, ёлка – немецкого происхождения. В Россию обычай устраивать ёлку на Рождество пришёл при Петре Великом. Но причём здесь происхождение, раз ёлка устраивается для детей и представляет для них такое огромное, многолетними традициями освящённое, развлечение? Некоторые выдвигают против ёлки ещё и то соображение, что, мол, деньги, которые тратятся на ёлку, получат гораздо лучшее применение, если будут пожертвованы на нужды воинов, их семейств и т. п. Но эти соображения не имеют под собой никакой почвы, так как у кого есть возможность устроить ёлку, тот может внести свою лепту и на нужды военного времени, были бы лишь добрая воля и сочувствие».

В итоге оказалось, что людей, высказывающихся против, – меньшинство. Конечно, каждый год перед Рождеством в газетах и журналах печатали призывы отказаться от «немецкого атрибута», но изменить укоренившуюся, ставшую родной традицию эти призывы уже не могли…