Выберите лапку |
Русская ёлка после октября 1917 годаВ первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на запрет ёлки, не предпринималось; а если она и стала редкостью, то причиной тому были революция и новая жизнь. В 1918 году М. Горький и А. Н. Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» шикарную подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную прекрасными художниками. В неё были включены произведения Декретом Совета народных комиссаров от 24 января 1918 года, подписанным В 1922 году Рождество Христово попытались превратить в «комсомольское рождество» («комсвятки»): комсомольские ячейки должны были организовать праздник 25 декабря, которое объявили нерабочим. В этот день произносили речи и читали доклады, разоблачающие «экономические корни» рождественских праздников; затем были политические сатиры, «живые картины», спектакли и инсценировки. На второй день устраивались уличные шествия. На третий – в клубах проводились маскарады и ёлка, её назвали «комсомольской ёлкой» (комсомольцы-пропагандисты наряжались в сатирические костюмы, изображавшие рождественских гуся и поросёнка, кулака, Антанту, Колчака, Деникина, нэпмана, языческих богов); затем проводились шествия с факелами и ритуалами сожжения икон – «божественных изображений». Но такое доброжелательное отношение советской власти к ёлке вскоре закончилось. В конце 1924 года «Красная газета» сообщала: «...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок – мало становится бессознательных людей». Постепенно закончил своё существование и праздник «комсомольского рождества»: он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. А ёлки не покупали потому, что у людей не было денег. 25 декабря 1924 года Корней Чуковский записывал: «Третьего дня шёл я с Муркой к Коле – часов в С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками. 24 декабря 1926 года на первой странице «Вечерней Москвы» ещё была помещена фотография ёлочного базара в Охотном ряду. Но на XVI партийной конференции, прошедшей в апреле 1929 года, было принято решение о «разумной и правильной организации трудового времени». Отменили все церковные праздники; Рождество также стало рабочим днём. Ёлки ставить запретили, объявив их «буржуазным пережитком» и «поповским обычаем». В периодической печати часто появлялись публикации, насмехавшиеся над традицией. «Слежу за рыбкой жадно я. Любопытно совмещение двух мотивировок отказа от традиции: с одной стороны, праздник детской ёлки отвергался как церковный обычай, а с другой – проводилась мысль о необходимости защитить и сохранить лес. «Не позволим мы рубить Вечнозелёное дерево «ушло в подполье»: его тайно продолжали ставить к Рождеству во многих семьях, плотно завесив окна одеялами. Писательница И. Токмакова вспоминала, как в то время ставили рождественские деревья. Кстати, редко, если у воспитателей хватало смелости, праздники устраивали в некоторых детских садах. Правда, иногда ёлку (она не исчезла из печатных изданий насовсем, возможно, по недосмотру) можно встретить на рисунках в книжках для детей, выходивших на рубеже 1920–1930-х годов. Так, например, в выпущенном в 1929 году сборнике Ёлка (а вместе с ней и Рождество, и Новый год) вновь официально стала «вне закона»… |
![]() |
|||||
|
![]() |